Отчет о велосипедном походе по

Марокко 2008

 

Маршрут похода:

    Касабланка - Кенифра (авто). Кенифра - Арругу - Буладжуль - Зейда - Мидельт - Айт_Аомар - траверс хребта Джебель-Алши - Анемзи - Анефгу - Тигадуин - Тильми - Аламгу - Агудаль - пер.Тизи_н_Тимедуан - пер. Тизи_н_Верз - Мсемрир - каньон Дадес - Бумальн - Тифрит (хребет Сарго) - пер. Тизи_н_Тазазерт - Айт-Мерсид - Таззарин - Айт_Али  - Тагбальт - Ими_н_у_Асиф - прох. Тизи_н_Дра - Загора. Загора - Акка_Иган (авто). Акка_Иган- Тиснасамин - Тисфривин - пер.Тизи_н_Унзур - пер. Тизи_н_Узерза - Таливин - Тагнит  - Уззун - Талаат - Игерм - Талаат_н_Иферд - Имариден - Тароудант - Агадир. Агадир - Марракеш (авто).

 смотреть карту маршрута


Сроки:  с 25 апреля  - 10 мая 2008г. (активная часть с 27апреля  по 7 мая).
Пройденное на велосипедах расстояние:  1091км, набор высоты 10653м (за 11 ходовых дней активной части вкл. дневку)


Галафеев Андрей - (Andrey (SPb)), 1977г., г.Санкт-Петербург

Велосипед: Gary Fisher (Tassajara), стандартная навеска, колеса сборные на втулках Deore (переднее) и LX (заднее) с двойными ободами. Передняя и задняя покрышка  - Schwalbe Marathon  Plus  ATB.
e-mail: bestandreyspb@yandex.ru

 -  Руководитель
Ломасов Роман - (Velomot) 1971г., г.Москва

Велосипед: Рама титановая -  Титерра.

Навесное оборудование -SRAM X9
 

 

 

 -  Завхоз, переводчик, механик
Панченко Андрей -  1971г., г.Орел

Велосипед: Gary Fisher (Tassajara)

Навесное оборудование - уровень Deore-LХ

 

 

 -  Казначей
Грицкова Оя (блондинка) -  1980 , г.Красноярск

Велосипед: Univega ht sky

Навесное оборудование - уровень Deore-LХ

  - Доктор


 

Ночь в мадридском аэропорту

 

 

 

 

Африка - вид в иллюминатор

 

 

 

 

Мечеть Хасана2, с самым высоким в мире минаретом

 

 

 

Апельсины для еды

 

 

 

 

Моднявая машинка

 

 

 

Частный транспорт в Касе

 

   К походу я начал готовиться еще зимой. Все как всегда: изучение карт, маршрутов, отчетов, долгие поиски инфо в инете, и вот наконец все готово. Группа набрана, билеты куплены, карты распечатаны, обязанности и снаряга распределены. Все готово, но радости перед путешествием нет - осталось какое-то непонятное  чувство, чувство тоски, которое меня сопровождало все наше путешествие...чувство которое мне трудно  описать словами, но которое проявляется всегда, когда расстаешься с любимым человеком на долгое время. Я до сих пор чувствую себя виноватым в какой-то степени перед Санькой за то, что она осталась в Петербурге и не поехала в это путешествие.

  Так как поход должен был пройти в спортивном стиле, то и требования к участникам были высокие. Опираясь на свой прошлый опыт руководства, я непременно хотел видеть в этом походе  участников из числа спортсменов-любителей, активно участвующих в вело-соревнованиях. Нас набралось 4 человека - оптимальное кол-во на мой взгляд. Все участники готовились к походу в своих регионах...Оя Грицкова в Сибири, я на  Северо-Западе, а Рома и Андрей  в центральной части ЕТР.

  Вся наша группа 24 апреля собралась в Москве в полном составе. В аэропорт Домодедово доехали по ж/д на экспрессе и сразу стали заниматься подготовкой к регистрации. На регистрации персонал откровенно тупил....сначала долго не врубались почему у нас нет испанских виз, потом проверяли инфо через свои службы, а под конец они неправильно указали маршрут полета багажа и в результате раздолбайства работников Домодедово, багаж Грицковой Ои не долетел до пункта назначения. Регистрацию на рейс наша группа таким образом проходила 1.5 часа, что является рекордом=) Но хоть за перевес не взяли ни копейки и то хорошо.

  В Мадриде у нас была стыковка с другим рейсом и мы всю ночь провели в транзитной зоне не выходя из аэровокзала...ночевали на полу расстелив пенки и спальники и нам никто не мешал и не тревожил.

День 1 (25 апреля)

Касабланка  (Ад-Дар-эль-Беида, الدار البيضاء)    

   Пролетая над Гибралтаром я только успевал делать снимки. Вот окраина Европы, вот бескрайний, сливающийся с горизонтом Атлантический океан, а вот и Африка! Африканская Земля прикольно смотрится  с самолета. Сразу видно выжженную солнцем землю, аккуратно изрезанную на квадраты и прямоугольники. Аэробус пролетел вдоль кромки африканского берега, позволив  пассажирам полюбоваться как сильные и мощные волны океана разбиваются о неуступчивый скалистый марокканский берег. Самолет пошел на посадку и вскоре мы ощутили касание шасси взлетной полосы. Паспортный контроль прошли без проблем. А вот с багажом возникли проблемы. Потерялся велосипед Ои , в то время как ее вело-штаны прилетели. Мои вело-штаны не отдавали по причине того, что рентген показал, что там находится подозрительный предмет. Подозрительным предметом оказалась горелка. Передо мной по французски  извинились и отдали мои штаны) Работники аэропорта говорили только по французски или по арабски. Без Веломота нам пришлось бы сложно. Рома знал французский и долго выяснял вопрос на предмет потерянного велосипеда. Компьютерная база авиакомпании Иберии показала, что велик остался в Мадриде. Его обещали доставить завтра сюда же в аэропорт Касабланки (сокр. Каса). Нам ничего не оставалось как остаться в Касабланке на сутки. И я об этом ни капли не пожалел...

  Прежде всего мы прямо в аэропорту поменяли деньги. По всей стране в любом обменнике одинаковый курс обмена.  Поэтому можно менять валюту не задумываясь о выгодности или невыгодности обмена. Здесь же в аэропорту арабские девушки с помощью швабр тщательно мыли и без того очень чистый пол аэровокзала. Одеты они были в одежду, которую надлежит носить женщинам в мусульманской стране. Непривычно для меня, но привычка - дело времени.

  От аэропорта до Касабланки около 40км и добирались мы до города на ж/д экспрессе. В вагонах экспресса стоят очень мягкие и удобные кожаные кресла, столики. Тихо работает кондишн и понять какая погода за бортом невозможно. Сквозь тонированные окна вагона разглядываю все, что проезжаем на нашем пути. Природа напоминает выжженные солнцем и жарой степи Крыма. Проезжаем огромные свалки мусора, лачуги бедняков и наконец въезжаем на вокзал Касабланки. На привокзальной площади в глаза сразу бросаются высоченные пальмы, а голова почти тут же "наливается свинцом" от сильной жары. По дороге, в крайнем левом  ряду  медленно ползет ослик, который тащит полную телегу дынь))) 

  Здесь же на площади мы нашли гостиницу. Еще никогда я не останавливался в таких убогих заведениях, но зато нас очень устроила цена. За четырехместный "номер" мы отдали что-то около 500 рублей на всех. В комнате было четыре кровати покрытые грязными покрывалами, пару тумбочек  и пустой старый шкаф. Спать решили в спальниках - так безопасней. Но до вечера было еще далеко и мы устремились на прогулку по Касе. Гулять пошли все кроме Ромы, который остался спать =).  На такси мы доехали  до самой высокой мечети во всем арабском мире (самый высокий в мире минарет) . Мечеть Хасана 2-го и прилегающая площадь перед ней нас впечатлили очень сильно.Мечеть стоит на берегу океана и это несколько необычно...и удивительно.  Высота минарета составляет 210метров, а молельный зал может вместить 25тысяч человек, а красивейшая прилегающая площадь еще 80тысяч.   Ветерок с океана помогал справиться с жарой, но Оя и Андрей все равно ощущали резкую перемену климата и слегка жаловались на самочувствие. Я как ни странно чувствовал себя превосходно. Океанский берег в черте Касы некрасив и состоит сплошь из валунов. Купаться мы здесь не стали и правильно сделали. Для купаний существую пляжи - на которые мы поедем потом. А сейчас мы идем изучать медину (традиционный арабский квартал в Северо-Африканских странах). Шли наугад и забрели в старые кварталы, в которых живут обычные марокканцы. Улочки настолько тесные, что пройти можно разве что пешком. Вокруг грязь ибо мусорные пакеты швыряют прямо из окон. Вышли к рынку и пошли вдоль рядов с торговцами. Здесь продают всякую съедобную снедь. Продавцы с интересом осматривают нас, но я себя ощущаю некомфортно. Со мной пытаются говорить по французски, пытаются втюхать гашиш  и что-то еще.  А Андрей и Оя отстали где-то и я остался один. Купил булочку и йогурт. Вкусно. После рынка мы еще немного погуляли  и на такси уехали в гостиницу. Когда стемнело, отправились искать инет и купили разных фруктов на обратном пути.

Гибралтарский пролив(Европа справа, Африка слева)

 

 

 

 

Пальмы в Касабланке

 

 

 

 

Улицы старого города

 

 

 

 

Апельсиновое дерево на улице Касабланки

 

 

 

Велосипедисту не хватило места=)

 

 

 

 

Пушки в крепости

 

Центральная  часть Касы

 

 

 

 

Пальмы

 

 

 

 

 

 

Детишки

 

 

 

 

 

 

День 2 ( 26 апреля)

 Касабланка  (Ад-Дар-эль-Беида, الدار البيضاء) 

  Спали с открытой балконной дверью из-за сильной жары. Спать пришлось не в спальниках, а на спальниках полностью раздетыми. Но уже в 4 утра нас разбудили заунывные призывы на намаз, которые раздавались по всей округе. Повалявшись до 5 утра было принято всеобщее решение ехать на такси за пределы Касы купаться. Это событие всех обрадовало и мы вышли на улицу в надежде поймать такси. Такси ловить не пришлось - грубо нарушая разметку к нам наперерез мчался араб в своей крохотной реношке. Загрузившись в тесную машинку мы поехали за пределы Касы не уставая удивляться манере вождения аборигенов. Но еще больше мы были изумлены тому факту, что в шесть  часов утра песчаные пляжи Касы были заполнены любителями футбола, которые босиком гоняли мяч по прекрасному песку океанического берега. Воротами служили чьи-то ботинки =).  Купаться в океане мне пришлось впервые и сразу чувствуется мощь даже невысоких с виду волн, которые одна за другой накатываются на берег...Мы с Андреем сразу отметили, что океанические волны на порядок мощнее морских. Купались все кроме Ромы, который остался сторожить наши вещи) Оя Грицкова своими "формами" привлекла на себя взгляды арабов, гоняющих мяч. Все чаще и чаще мяч летел не в ворота, а в аут в сторону океана... Желающих сбегать за мячом было хоть отбавляй. После купания все вернулись в гостиницу и Рома с Оей уехали в аэропорт за байком, а мы с Андреем ушли гулять по Касе. В процессе прогулки я пришел ко мнению, что этот забавный город ни оставит равнодушным никого. Он либо понравится, либо нет. В Касабланке живут 3.5 млн человек и днем город напоминает муравейник. В Ксабланке (как и во всем Марокко) очень много двухколесного транспорта ( в основном мопеды). Ближе к вечеру вернулись уставшие Ромик, блондинка наша и ее байк=). По рассказам Ромы тупые марокканцы долго не пускали их внутрь аэропорта пока терпение Веломота не лопнуло и он не обматерил их по французски. Я вначале не охотно верил, что марокканцы обделены интеллектом, но потом сам убедился в этом неоднократно. Ближе к вечеру мы решили найти машину, чтоб подкинуться  до места нашего старта. Но цены были нереально заоблачные и мы поехали на автобусе. Правда, при посадке в автобус вышла некая заминка. Дело в том, что работники автовокзала за 10 минут до отправления автобуса сообщили нам, чтоб мы отправлялись, а велосипеды наши привезут завтра на другом транспорте ибо в качестве багажа хотят отправить мешки с почтой =) Раздалась тиррада трехэтажного мата  (я по русски, Оя по английски, а Рома по французски) и через две минуты наши байки были загружены в чрево автобуса. Какие бы тупые марокканцы не были, но они не хотели открытого конфликта. Они не  проявляли злобы, были достаточно выдержанны, пофигистки медлительны,  как будто находились под легкой наркотой...

   Через несколько часов наш автобус выгрузил нас в городке Мекнес. До места старта осталось буквально каких-то 80км. Осталось только найти машину. Около часа с помощью аборигена мы тщетно пытались найти подходящий транспорт. Наконец-то один мини-грузовичок согласился нас добросить. Мы по карте показали пункт назначения и долго торговались из-за цены. Я все никак врубиться не мог почему местный так дорого просит за каких-то 80км пути. Оказалось не все так просто. Сомнения стали закрадываться через 1.5 часа пути. Сложности были в том, что мы были в фургоне и не могли общаться с водителем. К тому же стало очень зябко ибо в горах были холодные ночи... Тем не менее через два с лишним часа мы приехали в городок. Долго искали мы нужный кемпинг, но так и не нашли. Водитель плюнул и привез нас к полицейскому участку сказал, что здесь это самое безопасное место и ночуйте мол тут. Тогда мы попросили выехать на окраины городка и высадить нас там. Так и сделали. Тем более рядом было прекрасное  выкошенное поле. Палатки поставили прямо на нем. Андрей достал GPS и озадачил нас тем, что мы примерно в 120км от трека...ну то есть высадили нас не в Ифране. Тут же подъехала полицейская машина, вышли полицейские, увидели нас ставящих палатки и пожелали нам спокойной ночи. 

Андрей Панченко

 

 

 

 

 

Архитектурный стиль

 

 

 

 

 

 

Наш трансфер

 

 

 

 

 

 

Нарядная Кенифра

 

Андрей в маковом поле

 

Дорога

 

Африканский пейзаж

 

День 3 ( 27 апреля)

 Кенифра - дорога на Мидельт

За день: пробег 76км, набор высоты 1476м, спуск 366м.

   Утро было необычным...открыв глаза я долго не верил в происходящее.По дороге шли африканские подростки  и наяривали в барабаны "там-там " сопровождая все это песнями и криками (см. видео).   Недалеко от наших палаток расположился берберский лагерь - точная копия цыганского табора.  Пожилая берберка принесла на сковороде горячие блины и молча, не произнося ни одного слова положила рядом с нами и ушла. Мотище (Веломот) ту же накинулся на еду и все съел...вроде Андрей и Оя успели тоже что-то урвать. После завтрака принялись собирать свои байки. После перелетов у Андрея и Ои выявились восьмерки и пришлось Андрею править колесо. Я в это время уже узнал у берберов, что мы находимся в Кенифре и скорректировал маршрут ибо хотел уже сегодня выехать на трек. Марокканское солнце с самого утра принялось жарить не по детски и поэтому пришлось сразу мазаться кремами и одевать банданы. Кенифра была празднично наряжена и готовилась к 1 маю, который здесь тоже очень любят как мне показалось. Везде висели портреты короля и марокканские флаги. Местные жители с любопытством смотрели нам вслед когда мы проезжали по населенке. Наш путь лежал в горы и поэтому дорога шла все время вверх. Надо сказать, что в это время года здесь цветут огромные поля маков и множество других растений. По краям дороги растут огромные кактусы.

Начиная с высоты 1200-1300м.н.у.м. пейзаж кардинально сменился и мы въехали в красивый лесной массив марокканского кедра. Передать словами всю красоту этих мест очень сложно. Я настолько залюбовался видами, что незаметно отъехал вперед от группы и увидел Магота чинно слезающего с кедра и неторопливо семенящего в глубь чащи. Магот - это такой вид обезьян, который в Марокко живет только здесь - в кедровых лесах Атласа. Сфотографировав убегающего от меня Магота, я дождался остальных и мы продолжили набирать высоту к нашему первому перевалу. Ближе к середине дня мы выехали на наш трек и теперь ориентироваться стало значительно проще. Когда солнце стало садиться нам пришлось искать место ночевки и выбор пал на полянку недалеко от дороги. Не успели мы поставить палатки как нас увидала пара местных пастухов и они конечно пришли к нам  в гости=). Положительным моментом было то, что нам показали родник и мы были обеспечены питьевой водой. Ночью было холодно - температура опустилась до нуля градусов и тент палатки покрылся льдом, а вода слегка замерзла. Все таки на высоте 2000м.н.у.м. резкий контраст между дневными и ночными температурами в это время года.

 

Сельские жители

 

Кедр великан

 

Местные жители 

 

Еще пейзаж (высота 2000м.н.у.м)

Обычный дорожный знак

 

Улица Мидельта

 

Добрые мезанфаны

 

Дорога вдоль хребта

 

Этот торчок шли пешком

День 4 ( 28 апреля)

 дорога на Мидельт - Мидельт - дорога по траверсу хребта Джебель-Алши

За день: пробег 106км, набор высоты 1257м, спуск 1072м

   Утром, готовя еду на горелках  и  стуча зубами от холода мы с нетерпением ждали восхода солнца. Но уже через час не знали куда деться от жары))). Мы достаточно бодро продвигались к крупному городку Мидельт. По дороге группа так здорово шпарила, что остановившись сфотографировать пейзажи я моментально отстал и около 30 минут добирал уехавших вперед гонщиков. Приехав в Мидельт мы первым делом нашли кафешку, где  душевно так пообедали. На наше счастье в кафе был гриль и мы съели уже приготовленную африканскую  курицу, которая на мой вкус оказалась весьма и весьма достойной пищей. Тем временем настал полдень и стало совсем жарко...никто кроме меня не хотел уходить из кафе и ехать. Наконец последний апельсин съеден (куда ж Роме без десерту) и мы тронулись в путь. От Мидельта пыльная, грунтовая дорога сразу начинает набирать высоту. Впереди вижу группу местных октябрят и сразу рождается план халявного подъема. Поравнявшись с детворой я знаками показываю, что без их помощи на пригорок мне не заехать и дети тут же вчетвером затолкали меня на горку дружно смеясь, а потом повторили этот же фокус с Андреем, который как и я угорал от смеха))) Детей мы поощрили чем-то из вкусностей и поехали дальше с приподнятым настроением ибо и мы и дети получили удовольствие от нашего общения. А потом я опять незаметно отъехал от группы достаточно далеко и повстречался с девочками, лет так 14-15, одиноко идущими в свою деревню по пустынной дороге. Эти малолетние извращенки видать никогда не видели обтягивающей велоодежды и буквально перегородив дорогу навалились кто на велосипед, а кто на меня трогая, извините за попу.  Пришлось тикать в прямом смысле этого слова....ибо брать в жены еще четверых в мои планы не входило. Отъехав  на почтительное расстояние от извращенок, я достал кок-колу и принялся наблюдать за Андреем и Мотом, которым еще предстояло проехать мимо них. Но к моему разочарованию девицы свернули с главной грунтовки и я лишился очередного шоу. Тем временем мучаясь от жары участники нашей группы принялись дружно одеваться ибо даже крем не спасал от солнца. Природа тем временем радовала своими видами. Слева от нас возвышался высокий хребет Джебель-Алши высотой 3700м.н.у.м покрытый снегом. А справа покрытые свежей, зеленой травой луга и поля...красота такая, что приходилось останавливаться каждые 15минут, чтоб сфотографировать вид с очередного ракурса. А так как дорога была грунтовая, с камнями и с торчками, то группа несколько растянулась ибо не все могут ехать  в одном темпе по такому покрытию да еще и в такую жару. За час до захода солнца мы уже ехали траверсируя хребет по красивейшей грунтовой дороге. За полчаса до захода солнца поставили палатки на чудной полянке и мы вдвоем с Андреем пошли искать родник полагаясь на GPS. После долгих поисков родник нашли, помылись-умылись и уже в темноте вернулись в лагерь прямо к ужину, который по традиции всегда готовит Рома. И тут мой налобник освещает идущую к нам лошадь и осла на котором лежат теплые одеяла и подстилки. Я вначале подумал, что это глюк, но сразу увидал пастуха и его детей, которые посекли нас когда мы еще только ставили лагерь. У них тут дом недалеко и они  позаботились о нас. Одеяла из верблюжьей шерсти пришлись очень кстати ибо ночью было опять около нуля, но очень сухо, ибо постиранный в ручье памперс полностью высох!

 

Высокий Атлас на горизонте

 

Вода - это жизнь!

 

Ждем Ою Грицкову в тени какого-то дерева

 

По склону хребта

 

Добрые мезанфаны

 

Девочка и ослики

 

Берберы пытаются починить размытую дорогу

Улочка берберской деревушки

 

Начинается ущелье

 

 

В ущелье

 

Анефгу (название деревни)

 

День 5 ( 29 апреля)

 траверс хребта Джебель-Алши - Анемзи - Анефгу - Тигадуин

За день: пробег 102км, набор высоты 1407м, спуск 1024м.

   Утро началось с причитаний, что Африка это  холодно и куда мы нафик приехали=). Особенно выделялся Веломот, бегавший по поляне закутанный в одеяло из верблюжьей шерсти. После завтрака к нам снова пришли аборигены и забрали свои теплые одеяла. Андрей Панченко подружился с маленьким осликом и это вызывало у нас лишь умиление=).  Он долго еще позировал со своим новым другом даже водрузив того на руки, но наконец мы тронулись в путь. Дорога, которая траверсом шла по хребту практически на одной высоте,   очень красива и вызывает чувство восторга. Местами переезжали стекающие с тающих снежников ручьи и только успевали фоткать виды. Через пару десятков километров проехали деревушку Айт-Ушен, где начали попадаться дети, промышляющие попрошайничеством в очень наглой форме. Разве что под колеса не бросались. Это был первый звоночек. Потом мы увидели достаточно крупную речушку и решили искупаться, но не тут то было. Сбежались местные как на спектакль. Оя ограничилась только мытьем головы и публика разочарованно разошлась. Грунтовка по которой мы продолжили путь вывела нас на асфальтовую дорогу и это стало для меня сюрпризом ибо по гуглю и картам я рассчитывал на грунт. Но асфальт нас радовал не долго))))  Постепенно мы въехали в красивое ущелье, природа которого мне напомнила Уральские горы. Пейзажи сменялись один за другим и вскоре мы въехали в крупную деревушку Анефгу, где закупились в магазе и на рынке (см. видео). Здесь же можно купить свежевыжатый сок из апельсин, который стоит 28руб за 1.5 литра - смешные для нас цены. Вокруг нас столпилось много детей, но приставать они боялись ибо здесь были и полицейские и просто взрослое население. Здесь тоже было все готово к празднованию 1 мая и деревушка красиво украшена. Причем на многих домах висели портреты короля в формате А4 распечатанные на цветном принтере =). Выехав за пределы этой деревушки нам еще четыре часа предстояло крутить педали, причем постоянно наверх на перевал по довольно непростому грунту. Видно данная перспектива не очень радовала Рому и он сказал, что пора вставать на ночлег. Он сильно упирал на то, что свежекупленные помидоры не доедут и будут подавлены))) Понятное дело, что чхать я хотел на эти помидоры и мы поехали дальше, тем более помидоры вез не я. Так и мы ехали наверх останавливаясь только, чтоб сфотографировать красивые виды и друг друга. Когда проезжали деревушку Тигадуин нас встретила нехилая такая толпа детей которые принялись орать, молить, умолять угостить их конфетами. Со всех сторон неслось: "Monsieur, bonbon"!!!"Monsieur, bonbon"!!! и т.д. Дети не ограничились криками и мольбами и видя наше равнодушие побежали следом приходя в ярость. Оя Грицкова ехала последней и у нее прямо на ходу дети умудрились вытащить фотоаппарат. Я этот момент заметил и пустился  в погоню, но на мое счастье малолетний арабчонок испугался и выбросил фотик на дорогу не причин впрочем ему никакого вреда. Тут же оказалось, что у Ои не хватает крема для загара и ее ветровки - их уже не вернуть(((. С этих пор детей мы все единодушно называли      "Mes enfants", что в переводе означает - "Мои дети". Поэтому далее в отчете я буду просто писать по русски: "грёбаные мезанфаны" или "добрые мезанфаны" в зависимости от их поведения (см.видео).Также, в связи с тем, что дети открыто пытались грабить, мы старались убрать какие либо вещи поглубже в рюкзаки, а некоторые участники группы одевали на вело-штаны чехлы. Сложности еще были в том, что даже если мы останавливались в пустынном месте и думали, что здесь никого нет, то это было заблуждением. Через какие-то минуты  с гор, с  холмов, через поля, громко крича и со свистом мчались "чертовы мезанфаны". Больше всего данный факт действовал на Мота ибо он тут-же терял настроение=) Итак, практически перед последним перевальным взлетом мы нашли местечко для ночевки и поставили лагерь. Помидоры ясное дело были целые и невредимые, а ужин разнообразный и вкусный. После этого трудного ходового дня мы провели тех-осмотр всех байков, выявили кое-какие проблемы с байком Андрея и устранили их.

 

Сказочная дорожка

 

Нам налево

 

Очередной из многочисленных перевалов

 

Красивая дорожка

 

 

Здесь делают апельсиновый сок

Место ночевки не доезжая перевала

Местные красавицы и их трудяга осел

 

 

Борьба с пылью решается так

 

 

Попрошайка

 

Загоны для скота?

 

Наши едут

 

Спуск с перевала в долину Дадес

День 6 ( 30 апреля)

 Тильми - Аламгу - Агудаль - пер.Тизи-н-Тимедуан (2723м) - пер. Тизи-н-Верз (2913м) - Мсемрир

За день: пробег 115км, набор высоты 1509м.

   Уром подъем как всегда в 4.30 и как всегда при ночевках на высоте очень "свежо" пока не появилось солнышко. Достаточно быстро мы заехали на очередной перевал высотой около  2600метров и спустились в долину реки Тильми, где местные женщины трудились на полях, в то время как их мужчины обсуждали важные вопросы сидя на заваленке. Несмотря на то, что дождей не было достаточно давно грунтовка была  мокрой - впереди нас ехала поливальная машина и "уничтожала пыль". Проехав ряд берберских поселений  и постоянно отбиваясь от мезанфанов  мы приехали в крупную берберскую деревушку Агудаль. Нам было необходимо  закупиться и пополнить запасы воды перед сложным подъемом на два перевала, которые были друг за другом. Подъехав к магазину на небольшой деревенской площади наша группа вызвала непомерный интерес у местных жителей. Но если взрослые спокойно сидели в тени своих домов и безразлично наблюдали за происходящим, то дети оторвались по полной. Пока Рома и Оя ходили закупаться в магазин, нам с Андреем пришлось всю эту бандитскую малолетнюю ораву брать на себя. Вначале мезанфаны просили  bonbon, потом стали показывать на поясную сумку и руками пытаться добраться до личных вещей, а некоторые безуспешно пытались скрутить вело-компьютер. Компьютеры остались на своих местах, а дети стали вести себя более агрессивно. Наконец вышли Мот и Оя из магаза, мы быстро погрузились на велосипеды и буквально пробивались сквозь обезумевших детей на дорогу. Гребаные мезанфаны долго посыпали нас проклятьями, а  мы не верили своему счастью, что уехали без каких либо потерь. С этого момента было решено ехать только вместе группой через любые населенные пункты. Тем временем негатив от встречи с детьми быстро улетучился и мы продолжили набирать высоту по грунтовке. Погода стала портиться, задул сильный встречный ветер, появились грозовые облака. Наша высота была 2400м.н.у.м и нам еще около 500метров необходимо было набрать до первого перевала. У Ромы пошла носом кровь от перегрузки скорее всего. Оя достаточно тяжело ехала по грунту наверх, но мы ее не торопили, а пользуясь случаем фотографировались и кушали пока ждали нашего медика=). Не доезжая первого перевала нас обогнали внедорожники 4х4,  которые перевозили буржуев и надо сказать, что объектом их фотоаппаратов были не окрестные виды, а  а мы. Дождь несколько раз начинался, вокруг гремела гроза, дул сильный ветер, но лило сверху минут 5 и этого хватило, чтоб дорога стала скользкой. Заехав на второй перевал ( пер. Тизи-н-Верз ) мы отдохнули несколкьо минут и стали спускаться по мокрой, скользкой дороге. Мои покрышки Schwalbe Marathon  Plus  ATB неуверенно себя чувствовали в грязь я их подспустил, чтоб не проскользить на них ненароком в пропасть. На спуске мы встретили двух немцев на велосипедах путешествовавших по Марокко уже 9 недель. Они только поднимались на перевал и им предстояло ехать прямо в грозу, которая на этой высоте вызывает чувство тревоги и страха. Не хотелось бы мне еще когда либо попасть  в горах, в Африке в грозу. Но нам повезло и нас почти не зацепило и вот мы уже спустились в населенную долину. Здесь нас ждал "теплый" прием.  Хитрые мезанфаны теперь сосредоточились в населенке в местах подъема, то есть там, где на байке приходится карабкаться наверх со скоростью пешехода. Этим они пытались воспользоваться несколько раз, но тщетно, - обокрасть нас им не удалось, но пару камней досталось Ое Грицковой и в этом мы виноваты, конечно. Девушку нужно ставить в самую середину группы ибо достается как правило тому, кто едет последним. Самый прикол, что взрослые совершенно безучастно наблюдали за всем этим и никаким образом не пытались усмирить своих недоумков. В одной деревушке подъемов не было и мы разогнались до 30км/час чтоб ходом прошить эту арабскую населенку. Дети видя такой расклад моментально взялись за руки и перегородили собой дорогу. Первыми ехали я и Андрей Панченко и здесь важно было справиться со своими нервами, поэтому не снижая скорости мы ехали по середине дороги и выстегнули правую ногу из контакта чтоб в случае чего отбиться ногой. Слава богу, что в последнюю секунду мезанфаны стоящие на нашем пути  рассыпались и мы смогли вчетвером на бешеной скорости пронестись мимо их озверевших лиц обматерив по русски и французски, чтоб снять стресс). Больше всего я боялся, что кто-то из нас проколет колесо и тогда нам будет сложно. А солнце стало все ниже опускаться за горизонт и через час уже будет совсем темно. Нашей задачей было доехать до крупного населенного поселка Мсемрир ибо все уже устали и физически и психологически. Но тут Рома углядел табличку-указатель, что в 1.5км от дороги находится отель. Мы решили, что это отличный вариант и ломанули туда, но когда подъехали к какому-то зачуханному гаражу с кривой  надписью "Рессепшен" на покосившейся деревянной двери, то тут же развернулись и уехали к Мсемриру. Уже в темноте мы въезжали в Мсемрир, быстро нашли отельчик  с горячим душем и поселились все в одном огромном номере с топчанами вдоль стен. Здесь же нам подали настоящий арабский тажин -  блюдо из тушеных костей баранины и овощей, которое около 2 часов запекается в печи в глиняной посуде.

 

 Женщины трудятся на поле собирая траву

 

 

Мезанфаны еще спят

 

 

Ресторан такой 

 

Дорога на перевал из красной глины

 

Вид с перевала

 

Это не гараж - это отель! =)

 

Наша дорога поднимается по стене каньона

 

Остановка у рынка

Оя за работой

 

Серпантинчик

 

Мезанфаны и добыча

День 7 ( 1 мая)

 Мсемрир - каньон Дадес - Бумальн - Тифрит (хребет Сарго)

За день: пробег 101км, набор высоты 1016м, спуск 929м.

      Ранним утром на террасе отельчика мы завтракали. Хмурым был лишь Рома, которому сначала мешал спать храп Андрея, а потом когда он среди ночи сбежал спать  на  открытую террасу  - птички) От Мсемрира начинается асфальтовая дорога и сразу идет подъем. Виды на ущелье на протяжении всего пути до Бумальна потрясающие. Дорога то забирается высоко наверх и идет по самому склону горной стены, то падает вниз к реке, чтоб можно было полюбоваться отвесными скалами прижимающими узкую полоску асфальта к горной реке. На протяжении 40км каньон Дадес вызывает восхищение от разнообразных видов. Это безусловно один из красивейших участков нашего вело-путешествия. Горы необычны по своему строению и по своим формам. Описать все это мне затруднительно - лучше посмотреть фотографии, которые к сожалению лишь частично передают реальность. Спускаясь вниз к реке, всегда наблюдали ухоженные и засеянные поля с какой-то травой непонятного назначения. На полях работали исключительно женщины. До 1905 года здесь обитали дикие львы. Дети в этих местах были значительно спокойней и не проявляли даже намека на агрессию. Одна девочка наверно с километр молча бежала параллельно нам по обочине в достаточно нехилый подъем и я подумал, что вот из таких детей и вырастают мировые лидеры в беговых дисциплинах королевы спорта. В самом красивом месте ущелья - прокололась Оя и пока она меняла свою камеру мы поели фруктов и пофоткали виды. Если в Марокко проложен асфальт - то асфальт этот высокого качества без ям и колдобин. К обеду мы уже въезжали Бумальн. Горы Высокого Атласа остались позади и задул горячий южный ветер с пустыни моментально подняв температуру воздуха  значительно выше 30 градусов  в тени. Влажность при этом была достаточно низкой, а горячий марокканский мятный чай хорошо утолял жажду. В Бумальне в местной реке женщины стирали свое белье и водрузив огромные тазы на свои головы чинно шествовали в свои дома. Фотографировать женщин здесь не принято и считается дурным тоном. Фотографировать мужское население лучше с их разрешения. Фотографировать детей можно, но будьте готовы, что после сессии эти дети могут яростно требовать от вас денег. В общем с мезанфанами как повезет на самом деле. От Бумальна до Хребта Сарго ехали по пустынной, каменистой дороге. Пару раз заезжали в пески и приходилось спешиваться. Андрей аж два раза прокололся на колючках. Наконец нам удалось выехать на хорошую дорогу и темп движения значительно увеличился. Начался подъем на перевал. Мезанфаны в одной из деревушек увидев нас кинулись наперерез, но им нужно было забраться в крутой подъем по каменистому склону. Мы прибавили ходу и к огромному разочарованию местной шпаны разрушили их надежды. Тем временем стало темнеть и мы сфоторграфировали великолепный марокканский закат. Лагерь разбили уже когда совсем стемнело рядом с какой-то деревушкой.

 

Вид сверху

 

Вид на этот же каньон сверху

 

Ручеек =)

В полупустыне

 

Закат в горах

Перевал

 

 

Черные горы

 

Пальма в каменном плену

 

Оазис

 

Верблюды

 

Арбузы здесь уже поспели

День 8 ( 2 мая)

 Тифрит (хребет Сарго) - пер. Тизи-н-Тазазерт (2296м) - Айт-Мерсид - Таззарин - Айт-Али

За день: пробег 110км, набор высоты 385м, спуск 1628м.

   Ночью спать было тепло, так как Сахара совсем рядом и горячее дыхание пустыни  ветром доносилось до нас несмотря на то, что ночевали в горах. С утра позавтракали и продолжили подъем на перевал. Перевал  Тизи-н-Тазазерт самый необычный перевал в моей походной практике. Дорога поднимается на самую верхушку горы, которая состоит из породы вулканического происхождения. Пейзажи резко меняются и вот уже красные горы становятся черными и самой разнообразной формы. Перевальная дорога спускается вниз, но скорость выше 10км/час держать очень сложно из-за каменистого характера покрытия. В очередной раз прокололся Андрей и мы ждем его прямо на солнце ибо укрыться от палящей звезды просто некуда. В этих местах очень много скорпионов, но в этот день мы их не встретили. В это время суток для них очень жарко - камни то нагреваются до очень высокой температуры, да и охотятся скорпионы в основном ночью, а днем прячутся под камнями и в различных щелях.  Пока я ждал Андрея - наугад ковырнул несколько камней, но ни кого там не увидел. Не повезло. Чем  ниже мы спускались, тем сильнее чувствовалась Сахара. Ветер уже был не просто теплым - ветер становился горячим. В ущелья между скалок стали попадаться одинокие пальмы стоящие среди каменных гор. Через какое-то время мы въехали в населенный людьми прекрасный оазис. Увидевшая нас девушка, тут  же прикрыла лицо платком и убежала, а мы остановились у  колодца набрать воды и отдохнуть от очень тяжелого спуска с перевала. Доставая воду из скважины я подумал о том, что брать с собой нужно по 5-6 литров каждому, чтоб доехать до следующего населенного пункта без потерь. Иногда нам по пути встречались джипы 4х4, а буржуи путешествующие  на них при виде нас тихо офигевали, а некоторые хлопали в ладоши. В поселке Айт-Мерсид мы планировали пополнить запасы воды, но магазина здесь не оказалось, а колодца мы не нашли. Прикинув такой расклад я решил, что воды нам должно хватить до Таззарина если расходовать ее экономно. До Таззарина ехать 30 километров по асфальтовой дороге среди полу-пустыни под палящим солнцем. Поэксперементировав со скоростью я пришел к мнению, что при 30км/час достаточно хорошо обдувает  и не так сильно перегреваешься. По пути стали попадаться верблюды, пески, дюны и мы все ближе и ближе приближались к околице знаменитой Сахары. От Саньки из Питера пришла смс-ка, что погода ожидается в этом районе сухая, ясная и чрезвычайно жаркая с температурами выше 40градусов в тени. При таком раскладе я принял решение вставать глубокой ночью, готовить еду, собираться и с восходом солнце уже выезжать в путь, чтоб хотя бы несколько часов ехать в относительной прохладе. Возле Таззарина начинаются сплошные заросли пальм вдоль русла реки и пейзаж приобретает живой оттенок благодаря этой зелени. В городке мы нашли кафешку и чудно пообедали там, сбегали на рынок и купили свежий арбуз, который тут же съели. Я еще купил апельсинов, дынь и каких то других фруктов. Цены на фрукты по нашим питерским меркам вполне приемлемые. Выехав за пределы Таззарина мы попались на сильный мордник (встречный ветер, который дул с Сахары). Ехать против такого сильного ветра мне еще никогда не приходилось. В глаза летели пыль и песок и тратилось много сил. Нам ничего не оставалось как выстроиться свиньей и ехать таким образом попеременно меняясь. На дороге местами появлялись песчаные наносы как у нас зимой бывает в метель. За пол-часа до захода солнца мы нашли нужный нам поворот в сторону Загоры (городок на самом краю Сахары)  и заночевали прямо на каменистой дороге по которой я смог ехать со скоростью 7-9км/час. Перед сном нас посекли местные подростки и пришли к нам в гости. Молодым ребятам было лет по 20 и они вели себя крайне дружелюбно. Первым делом нас предупредили о том, что здесь огромное кол-во скорпионов и мы с Андреем тут же попросили ребят помочь нам найти их. Перевернув несколько камней мы увидели норки в которых прячутся эти опасные гады. Ночевали в палатках без тента ибо ночью температура воздуха не опустилась ниже 27 градусов.

Дорога с перевала

 

Камни -камни -камни

 

 

В оазисе нашли колодец

 

Вид сверху на оазис

 

 

Русло высохшего  ручья

 

Жители Таззарина

Пейзажик

 

 

Наша пустынная дорога

 

Чай по мароккански

 

Мой прикид в пустыньке

 

 

В нескольких километрах от Загоры

День 9 ( 3 мая)

 Айт-Али  - Тагбальт - Ими-н-у-Асиф - прох. Тизи-н-Дра - Загора

За день: пробег 86км, набор высоты 355м, спуск 440м.

  Около 6 утра мы были уже в седле и возращались к Айт-Али, так как проехать по камням нам не удалось, а идти пешком десяток километров и тащить на себе весь груз с велосипедами в сорокаградусную жару мало приятного. Поэтому решили объехать в объезд и для начала в первой же населенке под завязку затарились водой. Дорога шла через хребетик и была накатанной грунтовкой по которой вполне сносно было ехать. Запаниковал что не туда едем Мотик, ибо он ориентировался на свою карту, а я доверял своей карте и компасу. И надо сказать, что компас не обманул))) Через какое-то время наша группа выехала на подобие дороги в районе горушки Агуджиль (1000м.н.у.м.). Дорога здесь представляет собой совершенно ровный участок  на котором в ширину спокойно поместятся несколько десятков машин (см. видео). Ехать можно где угодно и как угодно ибо как таковой дороги здесь нет. Через десять километров мы доехали до населенки Ими-н-у-Асиф. Здесь вокруг нас собралась нехилая толпа детей и устроила форменную драку за право наполнить наши бутылки водой. Дети сбегали куда то и набрали нам воды. Правда я не уверен был, что эта вода питьевая, но выбора не было. Слава богу в Питере все прививки были сделаны (тиф, гепатит А, гепатит В, желтая лихорадка, дифтерия и др.) и я надеялся, что опасных микробов в воде нет. Мальчику набравшему воды я дал конфетку и он тут же ее скушал. Другие дети вели себя достойно и не приставали. Правда пришлось показать как работают контактные педали в деле и это очень сильно поразило ребят. Распрощавшись с ребятами мы продолжили путешествие по полу-пустыне. Местами дорога была очень трудной. И песок и камни добавляли сложностей в управлении и если  Андрей мог вместе со мной поддерживать скорость 12-15км/час, то Оя ехала значительно медленней и нам с Андрюхой часто приходилось останавливаться, а потом чтоб не стоять на жаре также крутить в темпе Ромы и Ои. В это день я совершил стратегическую ошибку. В 30км от Загоры (куда мы стремились побыстрее попасть и переночевать в гостинице) моя группа соблазнилась на чаепитие у местного араба, который здесь в пустынной местности построил свой домик.  Отказывать ребятам я не стал и наше чаепитие растянулось часа на полтора  и это на улице.  Хоть и в тени сидели , но сорокаградусную жару никто не отменял. После чая разморило еще сильней и задул сильнейший встречный ветер местами поднимая небольшую песчаную бурю. На нашу беду Андрей проколол колесо, долго возился с ним, проколол еще одну камеру и потратил на замену кучу времени.  В это время мы на себе испытали настоящий мини-ураганчик.  Так как укрыться от солнца было негде нам ничего не оставалось как жариться на солнце. Чтобы свою кожу защитить от солнца и песка, пришлось одевать длинную одежду и банданой закрывать лицо и нос.  Через 10 километров пути стало плохо Веломоту и его пришлось отпаивать таблетками. Ситуация была непростой ибо Рома был в полном ауте непонятно от чего. Воды было мало у всей группы.  Наши губы пересохли от жажды, обжигающий ветер высушивал нас так сильно, что воду пить приходилось каждые пять-десять минут. Дорога была полностью пустынной, ни одного человека, ни души. В течении часа Рома приходил в себя и смог продолжить путь самостоятельно со скоростью 5км/час. Правда иногда дорога утопала в песке и нам приходилось спешиваться. Через пару  часов мы подъехали к Загоре, вокруг которой  раскинулись многочисленные пальмовые рощи. Первым делом в магазинчике накупили жидкости и пили. пили, пили пока не смогли полностью утолить свою жажду. В этот день я выпил около 15 литров воды. В Загоре мы нашли отельчик с душем  и сполоснувшись пошли гулять по городку. Я в это время корректировал планы. Так как в ближайшие два дня я планировал пробеги по пустыне, то от этого плана пришлось отказаться ибо как выяснилось и Рома и Оя плохо едут по грунту, а  в условиях сильной жары и малолюдности  это было бы рискованно и опасно.  Тем более я укрепился в своем решении, когда посмотрел в инете погоду о том, что в ближайшие дни по Загоре объявлено штормовое предупреждение из-за сильного ветра. А раскаленный, горячий ветер несущий в себе пыль и песок - чертовски неприятная штука. Тем временем мы гуляли по Загоре и нашли чувака, который нам показал тайное место где можно купить нелегально алкоголь. Мы смогли приобрести вино и пиво за весьма нехилые деньги (дорого). Продажа этих напитков здесь категорически запрещена. Но нам повезло)Причем мы видели как минимум 3-х арабов, которые покупали алкоголь как и мы. В Загоре очень много людей негроидной рассы. И это неудивительно, ибо совсем рядом Мавритания и "черная Африка" откуда эти люди и приехали сюда на заработки. Ночью температура воздуха как мне показалось не опускалась ниже 30 и спать было невыносимо жарко. В этот день Андрей Панченко родил новый перл: "Какое это счастье - замерзнуть!"

 

Наидобрейший мезанфан!

 

 

 

Здесь мы купили колы

 

Кратковременная песчаная бурька

 

Вода  здесь дороже денег и золота!

 

 

Корабли пустыни

 

 

Раритет

 

Погрузка в машину

 

Пальмовые джунгли)))

День 10 ( 4 мая)

 трансфер  Загора - Акка-Иган

пробег 0 км

   В связи с вчерашним происшествием в пустыни (недомогание Мота) было решено сделать сегодня полу-дневку и после обеда уехать на машине в следующую точку нашего путешествия. С утра несмотря на дикую жару мы отправились на базар. Раз в неделю сюда приезжают купцы и разный люд торговать своими товарами, фруктами и прочим. И надо же было случиться, что как раз сегодня этот день. На базаре было людно и на нас белокожих сразу обращали повышенное внимание. Толпы людей сновали между рядами в надежде купить подешевле все то, что лежало на земле у торговцев. Здесь разный народ, поэтому мы внимательно следили за своими кошельками. Сфоткал я только один раз и то на выходе, чтоб не светиться перед ворьем. На базаре мы купили всяких фруктов и овощей причем цены нам диктовали я так понял, от фонаря, оценивая нас по внешнему виду. Но это обычное явление. Ценников нет нигде и с этим приходится мириться. Пообедав в отельчике мы договорились с водителем машины о нашем трансфере. Денег он попросил много, но выхода у нас не было. После бурного торга мы ударили по рукам и понеслись. На выезде из города водитель заехал в полицию, чтоб получить разрешение отвезти иностранцев (нас) в другую провинцию  Марокко. Такие тут правила. В машине ехали весьма весело ибо дядька постоянно включал свою негритянскую музыку и нюхал какой-то порошок. Мне стало любопытно и я  тоже попросил нюхнуть порошка. Это был табак! Прикольно. Наш путь занял очень много времени и мы ехали по самой южной дороге Марокко вдоль границы с вражеским Алжиром. Слева была смертельно опасная и жаркая в это время года Сахара, а справа горы Атласа и жизнь. На полицейском посту у нас переписали паспорта, а я заглянул внутрь и увидал застеленный для сна топчан. Шутливо поругал полицейских, жестами показав, что спать на посту нельзя. Нам отдали паспорта, и по дружески распрощались. На улице стояла теплая, африканская ночь. Наконец мы приехали, рассчитались с водителем, оттащили вещи от дороги к какому-то колючему кусту  и прямо здесь легли спать.

 

Базар

 

Огромный выбор еды

 

 

Колдун

 

Осторожно, верблюды!

 

 

Через минуту после наезда на полицейского

 

 

Ремонт

 

 

 

Закупаемся фруктозой

 

День 11 ( 5 мая)

Акка-Иган - Тиснасамин - Тисфривин - пер.Тизи-н-Унзур (1852м) - пер. Тизи-н-Узерза - Таливин

За день: пробег 138 км, набор высоты 1634м, спуск 1463м.

   В связи с близостью Сахары и невыносимой жарой в дневное время я принял решение выезжать как можно раньше - то есть в рассветный час. Спали без тента голые на спальниках ибо ночью по ощущениям температура вряд ли опускалась ниже 30 градусов. Подъем сделал  ночью аж в 3.30 и в темноте делали  готовку завтрака, собирали шмотки  и т.д. В 5 утра заголосил  муэдзин, призывая мусульман к молитве и мы выехали в путь. Дорога сначала петляла между невысоких горок, а потом начался подъем на перевал Тизи-н-Унзур. Самое прикольное, что мы с Андреем устроили некое соревнование и последние 15км заехали без единой остановки отрабатывая в подъемы. На перевале расстелили пенки, разделись и стали загорать. Я достал заныканную бутылочку пива и мы ее прикольно так распили. Через минут 15 подъехала Оя, а еще через несколько минут нарисовался Мотик чем-то явно недовольный. Данная горная система называется Антиатлас с характерным полу-пустынным климатом. В долинах встречаются Оазисы и люди применяют террасное земледелие. Каждый клочок плодородной земли здесь на вес золота. Сами горы по моему мнению не так величественны как горы высокого Атласа. На одном из спусков скорость возросла до 65км/час и Андрей Панченко на въезде в берберскую деревушку не увидел вовремя лежачего полицейского и произошла неприятность. Велосипед Андрея как-то неестественно подлетел, бутылки с водой тут-же посыпались в разные стороны, а сам Андрей умудрился остаться в седле и остановить байк. Я ехал следом и успел среагировать также как и остальные участники. У Андрея лопнулу 5 спиц и он занялся ремонтом, благо спиц у каждого было достаточно. Пока оболтус чинился, мы сгоняли в магаз и купили себе перекус. Я решил поесть йогуртов и купил упаковку из шести  штук. Местная шпана с любопытством разглядывала нас , но близко подходить боялась. Туристы здесь не частое явление и просить подарков и конфет они еще не научились. Итак, вся наша команда расположилась под деревом в теньке рядом с огромными кактусами. Мезанфаны шаг за шагом аккуратно подходили к нам. Расстелив пенку я принялся один за другим уплетать бутылочки с  йогуртом. Шпана все ближе и ближе подходила ко мне.  Я встал на ноги, в нескольких метрах от пенки прочертил ногой линию и поставил за нее  мезанфанов. Шпана послушно без единой реплики встала в строй за линию и стояла не нарушая прочерченной мною границы. Я лег на спину и незаметно для себя задремал.  Сколько я спал не знаю, но проснулся я от того, что почувствовал что, что-то не так, и тут же открыл глаза. Передо мной, в плотную к моей пенке стояли мезанфаны и заворожено пялились на меня соблюдая полнейшую тишину. Мне стало как то не по себе и сон пропал моментально. Решив развлечься, я поставил одну неполную бутылку с водой на булыжник  и принялся кидать в нее камни. Шпана тут же принялась закидывать бутылку все ближе и ближе подходя к ней. Я прочертил линию, всех построил в ряд, жестами объяснил, что кидать будем поочередно и в качестве приза достал пачку печенья, которое я сдуру купил еще в Касабланке и никак не мог съесть. Детишки с азартом стали пулять, но попасть в цель никак не могли. На мое удивление детям решили помочь их мамаши, и они тоже стали кидать огромедные камни в бутылку. Но вместо цели их камни наделали дыр в огромных листьях кактуса.  Андрей починил байк и нам пора было уезжать. Я отдал пачку печенья мезанфанам и сказал, что это на  всех. Через несколько  секунд от печенья остались лишь разбросанные по земле фантики. Не зная куда выкинуть пакеты из под йогурта я попросил детей показать мусор или выкинуть самим. Мезанфаны расхватали пакетики и стали громко чавкая облизывать остатки йогурта довольные выше крыши...а потом закинули их в кактус.  В этот день мы проехали очень много и заночевали возле высохшего русла  реки. На ужин у нас был кусок сваренного мяса, а также десерт - фрукты и овощи. 

 

На перевале ждем отстающих

 

 

Кактусы

 

 

Антиатлас

 

 

 

Жучок-помидороед

 

 

 

Унылый каменистый пейзаж

 

 

Тажин

 

Аргания и козы на ветвях

 

Козы словно кошки

 

День 12 ( 6 мая)

Тагнит  - Уззун - Талаат - Игерм - Талаат-н-Иферд - Имариден

За день: пробег 140 км, набор высоты 1358м, спуск 1721м.

 Прошедшей ночью я спал в палатке один, так как  Оя спала на улице в спальнике. Как ни странно ее никто не покусал, хотя по словам Ои ползали по ней точно. Каждое утро мне приходилось будить группу и сложнее всего было поднять Андрюху и Ою, которые до последнего не могли осознать, что пора вставать и собираться. Сходив "по делам" Оя вернулась слегка возбужденная и выпалила:

"Я только что видела норку какого-то зверька и самого зверька, который скрылся в норке. Толи ящерица, толи скорпион, но точно не бурундук!!!"

   Смеялись мы очень долго и в хорошем расположении духа продолжили наше путешествие. Дорога по которой мы ехали была асфальтовая с очень низким, практически нулевым  трафиком. По пути приходилось преодолевать подъемы, даже был один перевальчик и как всегда было очень жарко. В это утро мне ехалось как-то фигово и я проиграл Андрею один из двух апхиллов  в гору. Правда после обеда все вернулось на свои места. Мы частенько в этом походе устраивали мини-заезды для поднятия соревновательного духа. Пейзажи Антиатласа были унылы и скучны, мы уже привыкли к камням и очень хотелось поскорей выбраться к океану, поэтому в этот день пробег был достаточно большим несмотря на горный рельеф и нехилые подъемы. В Игерме мы нашли кафешку и чудненько перекусили тажином и лепешками не забывая запивать все это соком.  А в конце дня нас ждал культурный шок, когда проезжая по дороге мы увидали пасущихся на деревьях коз. Козы лазали прямо по веткам словно кошки и объедали листья аргании. Такое чудо можно увидеть ТОЛЬКО здесь и больше нигде в мире. Когда козы объедают одно дерево, пастухи перегоняют их на другое. Насмотревшись на такое диво мы поехали дальше постепенно теряя высоту. На ночь остановились в стратегическом месте не доезжая населенки. Во время установки палатки Рома наткнулся на скорпиона, который был недоволен нашим вторжением (см. видео). Пришлось бедолагу на палочке перенести подальше и отпустить с миром. Правда уже позже я подумал, что он может вернуться к себе домой)). Оя вначале собиралась ночевать на улице в спальнике, но после эпизода со скорпионом резко передумала))). Андрей тоже отличился - развесив свои вещи на ветвях большого дерева под которым мы ночевали. На утро все его вещи были облеплены местными муравьями, от которых Андрей полностью так и не избавился.

 

Антиатлас

 

Андрей (слева) и ослик

 

Редкие кустики Аргании в предгорьях

 

Скорпион

Крепостная стена Тароуданта

Еще один вид на крепостную стену

Наш отель в арабском стиле

Песчаные пляжи Агадира

День 13 ( 7 мая)

Имариден - Тароудант - Агадир

За день: пробег 117 км, набор высоты 138м, спуск 682м.

   Утро впервые за весь поход выдалось пасмурным и не жарким. Первой нашей остановкой был чудный и красивый город Тароудант. Здесь очень красивый исторический центр города с величественной крепостной стеной, дворцом, садами и т.д. (см.видео).  Об этом городке остались самые приятные впечатления . Почти все студенты ездят в Универ на велосипедах, даже девушки в своих длинных юбках. От Тароуданта долго ехали к океану против ветра, который дул с Атлантики. К середине дня распогодилось и стало опять жарко. В Агадир приехали изрядно уставшие и долго искали нужный нам отель. Наконец мы разместились в номерах заплатив символическую сумму и отправились гулять по курортному городку. Первым делом отправились поесть в макдак, который расположен прямо на берегу океана. Берег океана здесь песчаный, но дуют сильные ветра и приливы-отливы весьма впечатляют. Погуляв по набережной отправились в зоопарк, где представлено всего несколько видов животных. Честно говоря, Агадир такой городок, в который я никогда в жизни не поеду на пляжный отдых. Здесь как-то неуютно, постоянные стройки и холодное канарское течение из-за которого вода не бывает по настоящему  теплой.

Велосипеды здесь в почете

Агадир. Вид с отеля

В зоопарке

Цветущие улицы Агадира

Курортный квартал Агадира

Дикие океанские пляжи 

Наш автобус

На этом самолете мы улетели в Мадрид

День 14 ( 8 мая)

пробег 35+20 км

 Рано утром, пока не наступила жара, мы чисто мужской компанией налегке отправились на легкую тренировку вдоль океана на север от Агадира. После треньки каждый занялся своими делами. Мы с Андрюхой ушли загорать и купаться. Вечером катались по городу и заблудились. Помогли полицейские, которые подсказали как выехать к нашему отельчику.

 

 

 

День 15 ( 9 мая)

пробег 42+5 км

 Встали пораньше и на треньку. В 20км от Агадира на север прекрасные дикие пляжи океана. Вот где нужно отдыхать))  Днем на автовокзале купили билет до Марракеша и переехали на автобусе в Марракеш, где с трудом нашли свободную гостиницу и велики затащили в номера, а сами отправились гулять по Марракешу. Вечерний Марракеш - красив, опасен и необычен. Я больше всего боялся, что на площади Джема-эль-Фна местная шпана ограбит нафик, но обошлось....подозреваю, что днем здесь лучше значительно.  В целом, кроме центральной площади я ничего особенного и не видел, поэтому впечатлений  об этом грязном городке особо не имею. На следующее утро ехали с Мотом в аэропорт и прокололись на одном из многочисленных осколков.

 

 

Мечеть

Пляжик

Наши байки в чреве автобуса

До встречи, Африка! Я еще обязательно вернусь!

 

 Поломки велосипедов

Галафеев Андрей Поломок нет.
Ломасов Роман Болт крепления багажника, 2 прокола
Грицкова Оя  1 прокол колеса
Панченко Андрей 5 спиц, 5 проколов, погнулись стойки багажника

Личные наблюдения, впечатления и советы:

     Данный поход прошел примерно так как я и запланировал. Сильный состав группы позволял ежедневно по 7-8 часов проводить в седле покрывая большие расстояния с очень нехилыми наборами высоты. В непосредственной близости от пустыни Сахара мы столкнулись с адскими погодными условиями в виде 42 градусной жары  с сильнейшим ветром, который обжигал своим жаром и местами поднимал в воздух мириады раскаленных песчинок, чем причинял некоторые неудобства. Передвигаться в пустыне в таких погодных условиях нужно очень осторожно ибо видимость может упасть до нуля из-за песчаных бурь, а запасы воды должны быть обязательно рассчитаны на такой форс-мажор. Вода в жаркий день уходит катастрофически быстро, даже если экономить. Мы заметили, что сильнейший юго-западный ветер поднимается ближе к полудню и усиливается до штормового к вечеру. Это скорее всего характерно конкретно для данного времени года, поэтому руководителям будущих походов следует обратить на это внимание. Несмотря на высокие температуры на юге Марокко, влажности практически нет и это реально ощущается обезвоживанием слизистых. Дождей в это время года практически нет, а если и есть, то только изредка в горах. В горах Высокого Атаса на высотах 3000м и выше местами лежит не растаявший снег (на северных склонах гор). Набирать воду рекомендуется только из родников, оборудованных колодцев, а лучше всего покупать в бутылках, что мы часто и делали. Вода есть в каждой деревне. Местные жители не особо соблюдают гигиену, поэтому продавцы своими грязными руками лапают хлеб прежде чем вам его продать. 3/4 участников нашего похода были привиты от Гепатита А и Б, а также от брюшного тифа и прочих прекрасных заболеваний. За все время путешествия никто ничем не заболел. Прививку от желтой лихорадки делать путешествующим по Марокко не обязательно, потому что здесь ее нет, также как и малярии. Тем не менее мы имели противомалярийные препараты на всякий случай. Также вся группа была застрахована на случай травмы кого-либо из участников во время вело-похода. Марокканцы практически не знают английского и наличие в группе участника со знанием арабского или на худой конец французского языка крайне желательно.  Генштабовские карты, которыми мы пользовались в целом достаточно точны. Мы имели GPS навигатор и он нам очень помог в пустыне. Особое внимание следует уделить проблеме берберских детей-попрошаек. Эти сволочи запросто могут ограбить или обкидать вас камнями, особенно если вас мало и вы разрозненны. Поэтому населенку в горах Высокого Атласа я рекомендую преодолевать всем вместе, кучно, а если есть девушка в группе, то она должна ехать в середине. Естественно, что не все дети такие, и нужно просто научиться отличать добрых мезанфанов от злых=). Вступать в конфронтацию с берберскими детьми не следует - взрослые все видят и наблюдают за вашими действиями. Теперь насчет еды. Жрать честно говоря в Марокко нечего. Я, конечно, говорю про маршрут, а не про городки курорты типа Агадира, где все ломится от яств.  Будьте готовы к тому, что вашим меню будет вермишель, рыбные консервы и овощи-фрукты. И так каждый день ибо мяса купить или тушенки не реально. Из того, что реально понравилось - это офигенно классные кедровые леса в районе Хенифры - Ифрана, это красивые перевалы Высокого Атласа, ущелья и каньоны (особенно каньон Дадес), разноцветные горы, бескрайние воды Атлантики со своими приливами-отливами, невероятные по красоте и долгожданные для путешественника  оазисы на юге Марокко.  Реально не понравилось - бестолковость (я б сказал тупость)  марокканцев, скучные и однообразные виды юга Марокко и гор Антиатласа, агрессивные мезанфаны, нечистоплотность марокканцев, грязюка и нечистоты в деревнях.

Карты, навигация:

  Пользовались картами, компасом, путеводителем Lonely Planet и GPS . Карты скачивал с сайта "поехали.орг". Если кому нужно - вышлю по почте трек похода.
 

 Резюме:

Марокко -  очень разнообразная страна, которую можно смело добавить к спискам стран пригодных для велотуризма. Самые интересные и насыщенные места - это природа "Среднего" и "Высокого"  Атласа.

Выражение благодарности:


Всем тем, кто за нас переживал, радовался, смеялся и ждал!

 Ссылки:

 Здесь размещены все фотографии с похода

 


Автор отчета: Галафеев Андрей, e-mail: bestandreyspb@yandex.ru
Отчет составлен: октябрь-ноябрь 2008г.



Хостинг от uCoz